Цыгане. Кто они?
Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство, где бы они ни проживали. Они прошли десятки стран, соприкоснулись с десятками народов перед тем, как, одни из представителей этой загадочной нации попали на Урал. Но кто они? Каково их происхождение? Почему и как они расселились по многим странам? В чем причина того, что это не привело к их исчезновению, как случилось с другими народами? Окруженный ореолом загадочности цыганский народ был недоступен для исследователей, пытавшихся его изучать. Многие вопросы, связанные с происхождением цыган, до недавнего времени оставались без ответа. Это объяснялось как отсутствием надежных источников, так и территориальной разбросанностью самих цыган. Когда более пятисот лет назад европейцы впервые встретились с этими незнакомыми смуглолицыми людьми, они услышали, как те не без гордости называли себя потомками египетских фараонов. При этом вожаки цыганских таборов именовали себя герцогами и графами Малого Египта. Загадочное племя, будто в поисках земли обетованной, бродило из страны в страну, преодолевало моря и океаны, проникало в Австралию и Африку. Где бы ни появлялись цыгане, они колдовали, гадали, пели и плясали до упаду, заклинали змей, занимались ремеслом коновалов и кузнецов. И всегда, словно инопланетяне, они были совершенно равнодушны к снедавшим цивилизованных обитателей земли заботам. Один из русских учёных писал: «Племя цыганское вообще с богатым задатком на счастливую и спокойную жизнь, которой они не имеют. Цыгане способны, понятливы, в характере их легкость, гибкость, они от природы добры и уступчивы. Но все эти прекрасные задатки опошлены вечным рабством и презрением, цыгане, понимая, что они общественные парии, унижаются, раболепствуют, не верят ласкам. Но тот же цыган совсем другой на свободе: и весел, и доволен, когда его оставляют в покое…» История народа полна загадок, путаницы, окружена ореолом таинственности, который создан самими цыганами. Их противоречивые легенды о своем происхождении отразились во множестве названий племен, сложившихся к середине 19-ого века. Сами цыгане называют себя «рома», то есть «люди», противопоставляя себя всем остальным - «гадже». Само название цыган, как и те названия, под которыми они известны другим народам, мало дают для решения проблемы их происхождения. Где их родина? Этот вопрос уже давно интересовал ученых. Высказывались самые невероятные предположения. Так итальянский ученый Ф. Предори считал их остатками народа, населявшего Атлантиду. Француз П. Батайар пытался доказать, что цыгане еще в эпоху бронзы жили в Южной Европе, Малой Азии и Северной Америке. Существовало предание, что когда-то цыгане пришли в Египет из Йемена, откуда были изгнаны предводителем племени «туба» Циром. Их вели 7 братьев, чьи «священные могилы» охраняются в Египте потомками. Они получили право вести свободную кочевую жизнь и даже освобождались от податей. Существует евангелический вариант легенды об изгнании цыган из Египта Богом за отказ приютить бежавшую от царя Ирода Марию с Иосифом и младенцем Иисусом. Позднее именно эта версия активно использовалась против цыган христианской церковью. Ключ к разгадке тайны происхождения цыган был найден в конце 18 века немецкими учеными-лингвистами. Е. Рюдмер (в 1777 году) и Г. Грельман (в 1783 году) обратили внимание на то, что язык цыган принадлежат к северо-западным санскритским диалектам. Были высказаны предположения о родстве цыган и живущих в Пенджабе «чангар», в Мултане и Синде – «джатов» («ятов»), «судеров», странствующих по Кашмиру таборов «домов». В легендах и летописях Древнего Востока Ученые пытались найти ответ на вопрос, почему часть «домов» или «чангар» покинула Индию, каким путем попала в Европу. Ответы исследователей, к сожалению, приблизительны и противоречивы. Несомненно, уход цыган с родины- это длительный исторический процесс. Толчком к нему, по-видимому, послужило вторжение в Индию мусульманских завоевателей (10 век).Часто в преданиях цыган рассказывается о каких-то злых наездниках, которые напали на них, посекли мечом, истребили огнем, в результате чего многие бежали с родины. Вот что писал Г. Грельман: «Когда сильный и могущественный Тимурбек или Томерлан под предлогом истребления идолов покорил в 1399 г. северо-западную часть Индии и прославил победы свои чрезмерной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цыганами и называемое Гузурате и в особенности Татты, спаслось бегством и вышло из Индии. Сие племя, состоявшее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своем языке гузуратском «Рома», а по черному цвету кожи – Кола (черные), а по жительству на берегах Синда - синтами». Быт, нравы, религия и язык цыган сильно привлекали внимание учёных 19 века. Тем более, что за четыре века существования в Европе этот народ оставался столь же малоизвестным и загадочными, как и в начале 15 века. Опираясь на английские источники «Вестник императорского русского географического общества» писал в 1858 г. о родстве цыган с индо-скифскими племенами, появившихся на берегах Инда в начале нашей эры. Их «туранское» наречие оказалось близким к новейшим диалектам хиндустани. Согласно новой исторической версии кочующие «яты» и «саки» проникли во втором веке нашей эры в долины Тигра и Ефрата. «Опасность от умножения числа этих неверных независимых орд все более и более возрастала, так что халиф Матасен в 220 г. трижды должен был предприныть против них поход. В мужественном сопротивлении погибло их около десяти тысяч, остальные переселены были в Багдад, потом на персидскую границу в Хамнекин…». Из исследований другого учёного, Г. Ньюбольда, в 1856 г. стало известно, что цыганские племена издавна кочевали в Азии. Это были медники, чеканщики монет, кузнецы, заклинатели змей. Хотя турецкий султан Баязет изгнал всех цыган из своего государства, их многочисленные семейства остались в Малой Азии, Сирии, Палестине, Египте. Появлению цыган в Европе, таким образом, предшествовал примерно тысячелетний период их обитания в Средней и Малой Азии и в Египте. Любопытны первые сведения о проникновении цыган в Центральную Европу, появившиеся в 18 веке в Британской энциклопедии. Осенью 1417 г. у ворот Люннебурга неожиданно выросла толпа из 300 странников, «черных, как татары, называвших себя секани». Впереди в роскошных одеждах ехали величавые всадники, позади шла пестрая толпа в ярких лохмотьях. В повозках, запряженных ослами, ехали женщины и дети. Цыгане имели охранную грамоту императора римской империи Сигизмунда и папы. Они рассказывали о покаянии, наложенным на них римскими епископами: странствовать во искуплении грехов. Из Люннебурга они двинулись в Любек, Росток, в 1418 году спустились в Швейцарию, а затем, разделившись на два табора, направились в Италию и во Францию. Всюду они излагали легенды об Индии, изумляли танцами, музыкой, ворожбой, возмущали воровством и вымогательством. Видимо, это первая «богемская» группа подготавливала почву для массового переселения цыган в Европу, что и началось с 1438 г. Судьба первых цыган-кочевников в Европе поистине печальна. Беспечные бродяги, они растягивали свои шатры под вольными степным небом , вдали от городских стен. Спасаясь от холода, они зарывались в тесные «будреи», крытые камышом и землей, где в тесноте и грязи дожидались первых весенних дней. Полудикие и горделивые они избегали общения с местным населением, отказывались подчиняться строю и образу жизни европейцев. Жалобы на воришек и бездельников, ворожей «с дурным глазом», бесчеловечные выдумки о похищении детей и людоедстве, подозрении в шпионаже и т. п. привели к массовой травле бродяг в Европе. Начиная с 1580 г. вступил в силу закон о бичевании до крови и высылке цыган за пределы государства. Им вырывали ноздри, сбривали волосы, их сжигали на кострах. Ни тюрьмы, ни травля не изменили вольнолюбивой натуры цыган. Около четырех столетий цыгане стойко переносили муки отверженных. Некоторые улучшения в их судьбе наступили в 17 веке. Волна сочувствия цыганам образовалась, прежде всего, в Венгрии. Здесь граф Георг Турцио призвал венгров проявить милосердие и выдал цыганам в 1616 г. охранную грамоту на право кочевать по просторам страны. Отказавшимся от бродяжничества предоставлялись условия жизни, равные со всеми венграми. Эти гуманные меры подорвали старые цыганские обычаи, крепкую связь цыган между собой, началось сближение с местным населением, с его языком, бытом, искусством. Официальное разрешение кочевать в Молдавском и Валахском княжествах сопровождалось введением в 1733 г. кодекса, закрепощавшего цыган: они становились «казенными» людьми и насильственно прикреплялись к земле. В России никогда не существовало законов об изгнании цыган. Наверное, именно это им и позволило так быстро расселиться на территории нашей страны. В России цыган впервые увидели в южных и западных областях. Под Москвой и Петербургом цыганские таборы появились только в 18 веке. Но уже через несколько лет появления цыган в центральной России таборы раскинули свои шатры в Архангельской губернии, Сибири и на других окраинах империи, вплоть до Охотского моря. В России цыгане не только не испытывали на себе никаких гонений, напротив, шел процесс закрепления вольного племени на земле. Цыганам предоставлялось одинаковое со всеми право жить, где пожелает, и вступать в сословие сельское или городское. «Приписанные» обязывались платить подати. Вместе с тем им не запрещалось кочевать. Также были созданы специальные цыганские поселения с характерными названиями – Каиры и Фараоновка. Однако крестьян не привлекало крестьянство. Лишенные навыков земледельческого труда, цыгане не приобрели желания заниматься им. Без сожаления они бросали избы и скот и уходили странствовать. В нашей стране цыгане кочевали вплоть до середины 20 века, пока 5 октября 1956 г. не был принят указ, запрещающий цыганам бродяжничество. Выполнялся он со всей строгостью, и в итоге цыган без прописки не стало. Все они согласно документам стали иметь определенное место жительства. Цыганские таборы редко кочевали по всей территории страны. Зачастую их передвижение ограничивалось пределами определенного региона. Таким образом, таборы, кочевавшие по Уралу, перешли к оседлому образу жизни именно на данной территории в соответствии с вышеупомянутым указом.