Цыганская музыка в России
"Цель моего небольшого выступления -- ознакомить вас, пусть только поверхностно, с музыкальной культурой российских цыган. Мы все, конечно, понимаем что музыка любого народа тесно связана с традициями етого народа, спецификой его географического положения, взаимоотношениями с соседями, и многими другими факторами, которые все и не перечислить. Что же касается цыганской музыкальной культуры -- и я имею в виду цыган вообще, а не только русских (российских) цыган -- в её становление сыграли уникальные обстоятельства, которых, быть может, нет ни у какого другого народа. Речь идёт о цыганах-артистах, которые создавали песни и инструментальные композиции для местного, не-цыганского населения на основе фольклора и обычаев этого населения. Но об этом чуть позже, вначале же давайте вспомним что мы знаем о цыганах и их происхождении.
Насколько мы знаем, цыгане -- выходцы из Индии, и распостронились по странам Азии и Европы ещё в 15ом веке. Страны, которые цыгане обошли по дороге в Западную Европу или Россию, наложили отпечаток на цыганские обычаи и сам цыганский язык. Что касается обычаев, цыгане легко адаптировались к культуре той страны, где они пребывали, вплоть до перехода в местную религию. Так, большинство цыган в России -- православные, вто время как в Европе есть католики и протестанты, а в Балканских и мусульманских странах есть цыгане-мусульмане.
Что же касается языка -- или, вернее, языков, так как язык болгарских или турецких цыган, например, сильно отличается от языка русских цыган -- он тоже вобрал в себя элементы из многих языков тех стран, что пришлось цыганам пройти. Например, слово "бахт" ("счастье") заимствовано из персидского, в то время как слово "берги" ("горы") -- из немецкого. Основа же всех цыганских языков, всё же, остаётся одна, и она ближе всего к санскриту, что бесспорно доказывает индийское проишождение цыган.
Среди цыган всего мира имеются различные профессиональные кланы или касты -- так, главным занятием цыган-колдэрарэй, например, было изготовление и ремонт кухонной утвари и другая работа с металлом.
А также, цыгане богаты талантом и в комерческой деятельности. Например, до производства автомобилей, цыгане занимались перепродажей лошадей. Были же и цыгане, чьё главное занятие всегда оставалось артистическое мастерство -- песня, пляска, и инструментальное искусство.
Что же исполнять народу, если все представители этого народа артисты ? Скажем, в Америке есть рабочие, фермеры, бизнесмены, и какой-то маленький процент артистов, которые всех остальных развлекают или ублажают своей музыкой. В народе (или касте, клане) состоящим из большенсва артистов, появляется абсолютная необходимость обслуживать культурные запросы другого народа, где они находились. Задача была предоставить местному населению то, что ему больше всего хотелось услышать -- например, игру на тех же инструментах, которые были наиболее популярны в каждой конкретной стране. Так как в Испании таким инструментом являлась шестиструнная гитара, её мы находим главным иснтрументом исполнителей Фламенко – мызыкальное направление андалузских цыган, то что стало достоянием культуры всего мира. Ярким примером этого вида искусства являются известный гитарист Томатито.
Известные танцоры фламенко Кармен Амая и Хоакин Кортес, и певец Камарон популяризировали фламенко на мировом уровне.
Интересен следующий факт. Если многие сегодня легко узнают фламенко, когда слышат его по радио, лишь немногие знают, какую огромную роль в создании этого вида искусства сыграли цыгане и что по сути это цыганская музыка. Большинство уверено, что это просто музыка Испании -- хотя сами испанцы знают что к чему. Такой же феномен наблюдается с музыкой румынских и венгерских цыган. Основанная на нацианальном инструментарии этих стран, а также на основе традиционных румынских и венгерских музыкальных жанрах, музыка звучит как и подобает звучать фольклору тех стран. И только местные слушатели от Будапешта до Бухареста услышат в этой виртуозной, зажигательной игре что-то чисто цыганское. Примером успешного ансамбля румынских цыган, завоевавшего мировую известность служит Тараф де Хайдукс. В Венгрии же это Шандор Лакатош и группа Калы Яг.
Во Франции, как многим известно, в начале 20го века произошло уникальное явление: совершенно новый стиль был создан известнейшим гитаристом Джанго Реинхардтом. Так же, как во всех перечисленных случаях, Джанго в своём искусстве отталкивался от наиболее популярной музыки во Франции того времени, которой в те годы являлся джаз. Однако стиль Джанго получил особый статус как "цыганский джаз," и завоевал огромную мировую популярность.
Мы коснулись только тех цыганских традиций, которые вам всем хорошо известны -- может не по именам, но по крайней мере, по звучанию. Традиций же таких -- созданых цыганами из разных стран, по сути, для народов тех стран -- очень много. Например, в балканских и восточных странах интересна инструментальная музыка ярко восточного колорита, с применением волынки и других духовых и струнных инструментов.
Всё же наша тема -- музыка российских цыган. Точное время появления цыган в Российской Империи неизвестно, предположительно это 16ый век. В любом случае, массовое увлечение цыганской песней и пляской началось в России в конце 18го века и продолжается до сих пор. Как вы знаете, в то время в России было крепостное право. У богатых помещиков и вельмож были зачастую частные хоры, оркестры, и даже театры. Граф Орлов был первым, кто создал и содержал цыганский хор -- в последствие же, подобные хоры стали чрезвычайно популярны и описание их мы находим у многих русских литературных классиков, например Афанасия Фета, Николая Лескова, Владимира Соллогуба, и Льва Толстого.
Что же представлял собой цыганский хор ? Если мы представим себе академический хор, с одной стороны сопрано, с другой басы и так далее, мы окажемся далеко от истины. Цыганское многоголосое пение было основано на русском многоголосье и как правило, было импровизировано. Участники хора также имели сольные номера, играли на русских семиструнных гитарах, и исполняли танцы. В репертуаре первой половины 19го века преобладали русские народные песни на русском языке, но обработка этих песен была уже несколько иной. Зачастую, текст сокращался, заменялся вокальными варияциями на "та-ра" или "нэнэ." Народная песня, изначально несущая основной свой смысл в тексте преображалась, превращалась в крайне эмоцианальную, зажигательную музыкальную картину, иногда украшенную актёрской работой хористов. Известнейшие представители из дворян зачастую оставляли большие состояния в таких местах как Ресторан Яр, где выступал известнейший хор под управлением Ивана Соколова. Русский слушатель, будь то купец, чиновник, аристократ, или интеллигент, одинаково находил утешение и порой забвение в музыки цыганских хоров. А солистки хора, знаменитые Стеша и Таня, каждая в своё время имели огромное влияние на судьбы людей, включая даже таких великих как А. Пушкин.
Если в начале 19го века главным жанром цыганского искусства была подлинная цыганская или русская народная песня, то уже к 1840ым годам в цыганских хорах стало нормой исполнять русские романсы. Как мы уже говорили, и то, и другое цыгане исполняли со своим колоритом, что привело к понятию "цыганский романс," которое часто встречается и сегодня.
С приходом Великой Октябрьской Революции, изменение социального уклада привело к обнищению ресторанов и ограничело возможности российских цыган-артистов. Многие были на грани прекращения артистической деятельности, хотя возврат к таким ремёслам как перепродажа лошадей или изготовление металлических изделий было также трудно или невозможно. К счастью, в советском обществе нашлось применение цыганскому искусству, вначале в форме концертных бригад и ансамблей, а начиная с 1931го года, в составе единственного в мире цыганского театра Ромэн. Уникальное явление мировой культуры -- Театр Ромэн -- на протияжение более 70 лет являлся одним из наиболее интересных и динамичных театров Москвы. Он был создан при участии таких выдающихся талантов как певица Ляля Чёрная, драматург и гитарист Иван Ром-Лебедев, гитарист-виртуоз того времени Вава Поляков, и танцор и хореограф Иван Хрусталёв. При том, что в Театре всегда принимали участие профессиональные драматические актёры и режиссёры, самое главное в работе Театра всегда была музыка, сольная и хоровая песня и конечно, виртуозный, зажигательный танец. Вначале спектакли проводились на цыганском языке, позднее же, во имя популяризации цыганского искусства, спектакли стали проводиться на русском языке. Во время Великой Отечественной Войны (1941-45), труппа Театра с участием Ляли Чёрной выезжала на горячие точки военных действий в поддержку боевого духа солдат Красной Армии. После войны Театр преобрёл большую популярность как в пределах Советского Союза, так и зарубежом. Ярким явлением в жизни Театра стал знаменитый певец Николай Сличенко, чьё искусство по-прежнему вызывает восхищение и сегодня. В начале 80х театр стал выезжать зарубеж и преобретать мировое имя в цыганской мировой культуре. Также в советские времена, были популярны и различные цыганские ансамбли, такие как Ансамбль Николая Жемчужного, семьи Волшаниновых, Ансамбль п/у Османова, и др. В то же время большой популярностью пользовались исполнители-солисты российско-цыганской музыки, такие как Рада и Николай Волшаниновы, Трио Ромэн, Пётр Деметер и Люба Джелакаева, Соня Тимофеева, и многие другие. Что касается гитарной цыганской музыки в России, её самобытность была подчёркнута благодаря использованию уникального инструмента -- русская семиструнная гитара. Популярность цыганской музыки на семиструнной гитаре началась ещё в начале 19го века, и на сегодняшний день можно смело утверждать, что виртуозная игра на русской гитаре сохранилась и в наше время в основном благодаря цыганам. За последние 30 лет такими превосходными гитаристами, оставившими свой след в цыганском искусстве, явились Александр Бобров, Фёдор Конденко и Александр Колпаков.
В заключение, я вам немного расскажу о себе и своём артистическом опыте. Я родился в музыкальной семье, хотя мои родители по профессии не-музыканты. Как практически все цыгане, я научился петь и танцевать в раннем возрасте, особо не предавая этому значения. Только в 14 лет появилась идея стать профессиональным артистом, я приекхал в Москву и стал заниматься у своего великого учителя и гитариста Александра Колпакова. Уже через год я присоединился к труппе Театра Ромэн, где проработал 8 лет, а в 1999ом году я гастролировал с дядиным трио по всей Америке. Сейчас я живу в США и одновременно работаю с несколькими ансамблями: ТАЛИСМАН и Zingaresca. Кроме этого я создал свою группу Виа Ромэн, которой я руковожу и с которой гастролирую по США и Канаде."